Цель работы школьного музея: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся на уроках кубановедения посредством музейной направленности и интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
Задачи:
- организация поиска материалов для пополнения музейного фонда;
- поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, микрорайона, района, края;
- учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научнаяl проверка, систематизация и методическая обработка;
- оформление и экспонирование материалов;
- организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так иl индивидуальных.
- проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей;
- организация научно-исследовательской работы;
- развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики.
Использование музейных экспонатов позволяет значительно расширить возможности реализации идей авторов учебников по кубановедению и помогает более качественно реализовать триединство образовательных задач, прописанных в Законе об образовании.
Вот некоторые из них:
- в воспитательной области – приобретение положительного опыта гражданского воспитания в социуме в процессе поисковой и исследовательской деятельности;
- в развивающей – возможность самоутверждения и самореализации;
- в обучающей – становление мировоззрения кубанского школьника.
Идея музея как инструмента «воспитания масс» сформировалась в умах передовых отечественных педагогов в середине XX века.
Сегодня важность образовательного направления в работе музея признается везде и всеми. Но, каким же образом достичь верного соотношения развлечения, просвещения и науки? На этот вопрос отвечают уроки кубановедения, предлагая учащимся интерактивные музейные занятия. Условно в них можно выделить три уровня:
1. эмоциональное восприятие экспозиции;
2. понимание содержания экспозиции;
3. объяснение и поиск информации;
Музей при таком подходе не может оставаться простой выставочной комнатой, а должен быть главным средством для повышения познавательного интереса учащихся на уроках кубановедения.
Конечно мы не музей кубанского казачества, и не музей Фелицина, но и наш школьный музей располагает достаточной наглядностью и помогает реализовать идеи авторов учебников по кубановедению. Музейная экспозиция отвечает необходимым требованиям, она содержательна, убедительна, доступна, способствует изучению базисного учебного плана.
Интересно проходят в музее уроки. Обстановка музея «погружает» в культуру и быт казаков, помогает усвоить такие например темы: «Особенности труда и быта казаков»; «Родной хутор», «Устное народное творчество», «Лексика кубанского жилища», «Кубанские пословицы, поговорки, загадки; местная фразеология», «Быт и культура адыгов и казаков», «История моей малой родины», «Традиционная народная культура в начале ХХ века», «Великая Отечественная война на Кубани» и многие другие.
Для применения различных форм и методов работы созданы определенные условия. В школе созданы хорошие материально-технические условия. Музей, помимо основных и вспомогательных экспонатов, оснащен современным оборудованием, необходимым для организации учебно-воспитательного процесса:
1. ноутбуком;
2. мультимедийным проектором;
3. экраном;
4. CD-дисками по кубановедению.