Программа развития МБОУ СОШ №1 г.Крымска на 2016-2021 гг. /zip 42 Kb
Утверждена:
Директор МБОУ СОШ №1
Е.А. Першанова
Протокол педсовета
№ 1 от 29.08.2016 г.
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 1
города Крымска муниципального образования Крымский район
на 2016 -2021 г.г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы развития школы
2. Информационная справка о СОШ № 1
3. Проблемный анализ результатов учебно-воспитательного процесса, основных способов их достижения
4. Миссия, направления, цели и задачи реализации программы развития школы
5. Концепция новой школы
6. Предполагаемые результаты реализации программы развития школы
7. Предварительные расчеты по ресурсному обеспечению программы развития школы
8. Этапы реализации программы развития школы
Приложения:
1. Образ выпускника школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе
2. Содержание и организация образовательного процесса
3. Приоритетные направления реализации программы на 2016-2017 г.г.
4. Профессиональное развитие педагогического коллектива
5. Структура управления школой
I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
Программа развития школы является основополагающим документом, разработанным в соответствии с основными нормативными документами, регламентирующими деятельность образовательных учреждений на территории РФ и Краснодарского края.
1. Нормативная база.
— Конвенция о правах ребенка.
— Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
— Закон РФ «Об образовании» (п. 5 ст. 14).
— Статья 41 Типового положения об образовательном учреждении (от 19.03.2001 г. № 196).
— Инициатива Президента «Наша новая школа».
— Приоритетный национальный проект «Образование».
— Программа развития образования города Крымска и Крымского района.
— Государственная программа Краснодарского края «Развитие образования» на 2016–2021 годы
2. Цель программы:
Создание оптимальной модели общеобразовательной школы, способствующей интеллектуальному, нравственному, физическому, эстетическому развитию личности ребенка, максимальному раскрытию его творческого потенциала, формированию ключевых компетентностей, сохранению и укреплению здоровья школьников путем обновления структуры и содержания образования, развития практической направленности образовательных программ.
3. Основные задачи программы:
1. Определить порядок освоения продуктивных педагогических технологий на каждой ступени образования на основе диагностики социального заказа (анкетирования родителей), возможностей и потребностей педагогов, социально-психологической готовности учащихся к освоению новых программ и технологий.
2. Сформировать пакет диагностических методик для проведения мониторинга основных показателей процессов обучения, воспитания, управления в школе.
3. Разработать систему обеспечения качества образовательных услуг.
4. Определить пути эффективности управления учебно-воспитательным процессом в школе.
5. Совершенствовать экономические механизмы в сфере образования, укреплять материально-техническую базу школы для эффективной реализации данной программы.
4. Сроки и этапы реализации программы:
Реализация программы рассчитана на период с сентября 2016 г. по сентябрь 2021г.г.
§ Первый этап (2016-2017г.г.) выполнения программы направлен на определение дальнейших путей развития школы в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование» и Государственной программы Краснодарского края «Развитие образования» на 2016–2021 годы
§ Основной этап (2017-2020г.г.) направлен на осуществление перехода образовательного учреждения в новое качественное состояние с учетом изменяющейся образовательной среды.
§ Обобщающий этап (2020-2021г.г.) предполагает анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы.
5. Управление программой:
Корректировка программы осуществляется Советом школы, педагогическим советом и методическим советом школы.
Управление реализацией программы осуществляется председателем Совета школы, директором и заместителями директора школы.
II. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ
1. Численность учащихся - 1153
- из них:
в начальной школе - 452
в основной школе - 599
в старшей школе - 102
2. В школе учащиеся занимаются в две смены
3. Число классов по ступеням:
I ступень
(1-4 классы) - 16 классов,
II ступень
(5-9) - 22 классов
III ступень
(10-11) – 4 класса
ИТОГО: 42 класса-комплекта
Классов казачьей направленности – 10 ( 1А,Б, В, 2 А,Б,В, Г, 3 Б,В, 6А)
4. Режим работы школы:
Для учащихся 5-11-х классов – шестидневная рабочая неделя.
Для учащихся 1-4-х классов – пятидневная рабочая неделя.
Продолжительность уроков – 40 минут.
В зимнее время для учащихся II смены – по 35 минут
Для учащихся 1-х классов (1четверть) – по 3 урока по 35 минут,
в феврале дополнительные недельные каникулы.
5. Характеристика педагогического состава на 2016-2017 учебный год.
а) Общее количество учителей, работающих в школе – 61 человек,
1 старшая вожатая
1 лаборант
1 библиотекарь
1 психолог
1 социальный педагог
1 логопед
б) Мужчин – 3 человека
Женщин - 58 человек
в) Учителя с высшим педагогическим образованием – 48 человек
с высшим непедагогическим образованием - 3 человека
со средним специальным (педучилище) - 10 человек
г) Характеристика по категориям, званиям:
высшая категория - 8
I категория –26
Соответствие - 18
Без категории - 9
имеют звания и награды:
- Заслуженный учитель Кубани - 2
- Почетный работник общего образования – 4
- Почетная грамота МО РФ - 7
- Почетная грамота МО КК - 7
д) Характеристика по стажу работы:
до 5 лет -3 человека,
от 5 до 10 лет – 6 человек,
от 10 до 20 лет – 18 человек,
от 20 лет и больше – 34 человека.
6. Состояние материально-технической базы.
В школе имеется:
- 1 спортплощадка
- 1 спортзал
-1 тренажерный зал
- нет актового зала
- 1 столовая на 180 посадочных мест
- 29 учебных кабинетов,
- 1 библиотека
объем основного фонда -15249 экземпляров
фонд учебной литературы – 2915 экземпляров
обращаемость фонда за год – 4125 экземпляра
- 1 кабинет фельдшера
- 1 кабинет психолога
- 1 кабинет социального педагога и старшей вожатой
- 1 кабинет логопеда
- 1 мастерская.
7. Характеристика контингента:
- по национальному составу:
русских – 904, остальные – дети 22 национальностей;
- по полу: мальчиков - 581,
девочек - 568.
- по успеваемости в учебе:
отличники «4 и 5» неуспевающие
I ступень (1-4) 35 186 -
II ступень (5-9) 47 227 -
III ступень (10-11) 7 43 -
Итого: 89 456
8. Характеристика социума
- Дом культуры, к/т «Русь», краеведческий музей, детские спортивные школы, стадион «Гигант», магазины «Книги», «Канцтовары», городской рынок.
III. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ
РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ОСНОВНЫХ СПОСОБОВ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
1. Общие сведения об организации учебно-воспитательного процесса.
За 76 лет своей работы МБОУ СОШ № 1 зарекомендовала себя в городе Крымске как общеобразовательное учреждение с высоким уровнем знаний, большим количеством медалистов, высоким уровнем поступления в высшие и средние учебные заведения.
В педколлективе 12 учителей – выпускники школы разных лет, 5 учительских династий.
В школе практически нет текучести кадров, в течение многих лет работает стабильный коллектив, который постоянно повышает свое профессиональное мастерство.
Благодаря высокому уровню знаний учащихся школа пользуется заслуженным авторитетом у родителей, что подтверждается результатами анкетирования, а также ежегодным стабильным набором первоклассников (за последние 5 лет – в начальной школе в параллели по 4-5 классов: многие родители хотят, чтобы их дети учились именно в СОШ № 1). Все сказанное свидетельствует о позитивном отношении учащихся и их родителей к общеобразовательному учреждению – СОШ № 1, авторитете школы в окружающем социуме.
Высокий уровень подготовки учащихся обеспечивается постоянной работой педагогического коллектива в поисках наиболее оптимальных условий для успешного обучения и воспитания интеллектуально развитой творческой личности, способной к обучению в школе III ступени, к самообразованию, самоопределению и саморазвитию.
В школе установлена пятидневная рабочая неделя для учащихся 1-4-х классов, а для 5-11-х – шестидневная.
Курс ОБЖ в начальной школе велся в соответствии с письмом МО РФ «О преподавании основ безопасности жизнедеятельности» и интегрирован с другими предметами (природоведением, биологией, географией).
Проводится работа кружка «Основы православной культуры». Духовно-нравственное воспитание становится приоритетным в системе воспитательной работы школы.
Стал обязательным курс «Кубановедение» с 1 по 11 классы, проводится большая организационная и методическая работа по его эффективному преподаванию.
В каждой параллели в начальной школе есть классы казачьей направленности. В настоящее время их в школе 10: 1 А,Б,В, 2 А, Б, В, Г, 3 Б,В, 6 А.
Введено предпрофильное и профильное обучение. На основании родительских запросов и запросов учащихся открыт социально-экономический и социально-педагогический профиль в старшей школе.
Школа перешла на новый учебный план в соответствии с Федеральным образовательным стандартом. Обязательные занятия по выбору использованы на увеличение количества часов инвариантной части.
Расписание уроков составлено согласно гигиеническим требованиям. Администрацией школы использованы все возможности для рационального распределения классов по сменам.
Работает методический совет школы, который осуществляет координацию нововведений в образовательный процесс, использования современных способов и форм работы, внедрения продуктивных педагогических технологий.
2. Анализ статистики образования в ОУ.
Анализируя работу педагогического коллектива за последние годы, можно сделать вывод, что количество учащихся школы с каждым годом увеличивается. В течение трех лет в школе не наблюдалось отсева учащихся. Все учащиеся получают аттестаты как об основном полном образовании, так и среднем образовании.
Сравнение результатов диагностических работ с итогами текущих и административных работ, а также с итогами последней текущей четверти свидетельствует об их соответствии.
В целом для школы характерно высокое качество образования. Обученность стабильно сохраняется на допустимом и высоком уровнях.
Количество отличников и обучающихся на «4» и «5» за последние годы также стабильно.
С каждым годом увеличивается количество учащихся школы, поступивших в высшие учебные заведения, что свидетельствует о качественной подготовке выпускников учителями школы и высокой мотивации учащихся на продолжение образования.
3. Позитивные изменения и проблемы учебно-воспитательного
процесса школы
Стратегия модернизации российского образования, разработка образовательных стандартов, информатизация образовательной среды определяют новые ориентиры в развитии образовательного учреждения, помогают создать организационно-экономические механизмы достижения поставленных образовательных целей.
Программно-целевой подход к управлению развитием образования помогает четко спланировать приоритетные направления деятельности школы, видеть перспективу развития образования в конкретном ОУ и в регионе в целом, своевременно и эффективно решать возникающие проблемы.
На основании вышеназванных документов, программы развития Крымского района, ряде муниципальных целевых программ были определены приоритетные направления развития школы в 2016-2017 учебном году:
- Развитие ведущих компетентностей учащихся на основе личностно-ориентированного подхода на уроках и внеурочных мероприятиях;
- Создание условий для психолого-педагогической поддержки учащихся с проблемами в развитии;
- Создание благоприятных условий для самопознания, саморазвития и самореализации учащихся;
- Взаимодействие с родителями, общественными организациями, заинтересованными службами и ведомствами по вопросам образовательной деятельности школы.
Администрация школы и педколлектив в своей работе по решению названных задач опирались на Закон РФ «Об образовании», Устав школы, методические письма и рекомендации МО РФ, краевые, районные и внутришкольные приказы и другие документы, в которых определен круг вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса.
Приведённые выше результаты работы школы, кадровое и материальное оснащение школы, дают основания считать, что коллектив в основном успешно реализовал Программу развития, разработанную в 2010 году и рассчитанную до 2016 года. В течение этого времени ОУ успешно реализовывало заложенную в Программе концепцию новой школы - адаптивную модель, решало задачи умственного, нравственного, социального и физического развития учащихся. Каждому ребёнку были созданы необходимые условия для его для его личностного развития, удовлетворения его потребностей и возможностей в получении образования.
Структура школы полностью соответствует заявленной в Программе. Процесс обучения строился на основе государственных программ, в которые были внесены небольшие изменения, направленные на наиболее полное удовлетворение потребностей учащихся и родителей. Большое внимание уделялось вопросам сохранения здоровья учащихся, внедрения здоровьесберегающих технологий, соответствия условий обучения санитарно-гигиеническим нормам, пропаганде здорового образа жизни среди учащихся и родителей. В школе функционировали творческие группы учителей по общим педагогическим проблемам, успешно решалась задача повышения профессионального мастерства учителей, переподготовки педкадров.
Школа работала в режиме муниципальной экспериментальной площадки по теме «Система воспитательной работы на основе гражданственности и патриотизма «Я – гражданин России». В результате вся воспитательная работа в школе строилась на основе реализации разработанных воспитательных программ «Одаренные дети», «Здоровье», «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание», «Семья», «Ветеран», «Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса».
Наиболее успешно был реализован план перехода школы в новое качественное состояние по следующим направлениям программы развития:
§ совершенствование работы по преемственности между ступенями обучения путем активного участия школьной психологической службы в данной проблеме, регулярного проведения педагогических консилиумов по вопросам преемственности и организации внутришкольного контроля по предметам;
§ обновление содержания образования в соответствии с Концепцией модернизации российского образования; изменения в технологиях обучения,
§ использование новых информационных технологий;
§ введение предпрофильного и профильного обучения.
Но говорить о полном решении заявленных целей и задач нельзя: необходимо активизировать работу по внедрению инноваций в деятельность школы, систематизировать внедрение информационных технологий, развивать общественное управление и внешние связи школы, разработать систему поощрения наиболее результативных учителей. У значительной части школьников не сформированы активная гражданская позиция, система ценностей здорового образа жизни и способность противостоять вредным привычкам, ответственное отношение к семье. Высоко число обучающихся с отклонениями в здоровье. Возможности информационных технологий не в полной мере используются учащимися как образовательный ресурс в учебной и внеучебной деятельности. Большинство школьников не имеют практических навыков применения предметных знаний для решения жизненно важных проблем, не владеют способами деятельности в различных жизненных ситуациях.
Основным результатом образования, как отмечается в программе модернизации российского образования, должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Следовательно, необходимо также отслеживать результаты образования с точки зрения сформированности ключевых компетенций, искать пути их повышения.
Всё это требует разработки новой Программы развития школы на 2016-2021 годы.
На основе проблемно-ориентированного анализа образовательной ситуации в школе можно выделить следующие, наиболее актуальные для школы проблемы, на решение которых должна быть направлена новая программа развития:
Проблема первая – обеспечение дальнейшего роста качества образования, оценка результатов образовательной деятельности школы. Анализ результатов работы школы по показателю уровня обученности, качества обучения и воспитания показал, что снижение качества образования не выявлено.
Проблема вторая - высокое число учащихся, имеющих отклонения в здоровье.
Проблема третья - медленное внедрение в педагогическую деятельность новых образовательных педагогических технологий, прежде всего информационно-коммуникативных, личностно-ориентированных, проектных.
Проблема четвертая – недостаточная эффективность в организации инновационной деятельности.
Проблема пятая – недостаточный уровень развития социокультурного пространства школы, внешних связей, дополнительного образования (в том числе и платного), участия общественности в управлении школой.
Проблема шестая - необходимость дальнейшего совершенствования воспитательной системы с целью повышения её воспитательного воздействия на духовно-нравственное становление учащихся.
Педагогический коллектив школы способен обеспечить высокий уровень качества образования, развития интеллектуальных способностей и творческого потенциала учащихся, формирования у школьников способности действовать в ситуации открытого динамично развивающегося общества.
Данную ситуацию возможно изменить при условии создания информационно-образовательного пространства, которое способно обеспечить выявление, развитие и формирование личности, обладающей рядом ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной, социальной и других сферах.
На решение проблем, выявленных в ходе анализа, направлена новая программа развития школы на 2016-2021 гг.
IV. МИССИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
Социально-педагогическая миссия школы состоит в удовлетворении образовательных потребностей обучающихся в обучении и воспитании на основе базовых ценностей школы, свободно осуществляющих свой жизненный выбор личностей, адаптивных к любым изменениям в социальной и профессиональной жизни, стремящихся к вершинам жизненного успеха, в том числе профессионального, с целью их социальной и личностной реализации.
В настоящее время происходит становление новой системы образования, ориентированной на демократические ценности гражданского общества. Путем простой передачи даже самых современных знаний, умений и навыков не сформировать социально ответственную, активную, творческую личность, гражданина и патриота. Данная направленность развития образования предполагает гуманизацию педагогического взаимодействия, утверждение субъектной позиции как учащихся, так и учителя в педагогическом процессе, использование активных и интерактивных форм обучения в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями. Реализация указанной тенденции во многом зависит от способности учителя развивать собственную профессиональную деятельность на основе новых принципов образования, строить новое содержание и технологии обучения и воспитания.
Обучение может быть эффективно тогда, когда оно строится на методах и формах, активизирующих деятельность самого обучаемого, прежде всего мыслительную, и служит развитию его субъектности.
Ценности, на которых уже сегодня основана и будет основываться в дальнейшем деятельность школы:
· осознание идей гуманизации и гуманитаризации образования, понимаемых как процесс изменения типа образования;
· доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей, гостей и помощников школы;
· стремление к высокой психологической комфортности для всех субъектов педагогического процесса;
· стремление к высокому уровню самоорганизации детского коллектива и коллектива учителей;
· атмосфера свободы творчества, способствующая творческому развитию учащихся и учителей;
· безусловное обеспечение высокого стандарта образования для всех выпускников школы;
· стремление к обеспечению социальной и допрофессиональной адаптации выпускника школы.
Решение стратегической задачи развития системы обеспечения качества образования достигается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
· совершенствование системы самооценки деятельности образовательного учреждения с целью обеспечения ее соответствия развивающейся системе образования;
· совершенствование системы внутришкольного управления на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий;
· ориентация содержания образования на приобретение учащимися основных компетентностей, особенно навыков самоопределения и жизнеобеспечения в таких областях, как здоровый образ жизни, толерантность, позитивное участие в общественной жизни, информационные коммуникации;
· развитие творческого потенциала учащихся, создание социально-психологических и здоровьесберегающих условий для их самообразования и самореализации, социального самоопределения личности;
· сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности ведения здорового образа жизни;
· создание системы диагностики и мониторинга образовательного процесса в ОУ;
· обновление содержания образования, развитие и внедрение инновационных идей в образовательный процесс, освоение продуктивных педагогических технологий;
· повышение профессионального мастерства педагогов и развитие их творческого потенциала.
Цель программы:
Создание оптимальной модели общеобразовательной школы, способствующей интеллектуальному, нравственному, физическому, эстетическому развитию личности ребенка, максимальному раскрытию его творческого потенциала, формированию ключевых компетентностей, сохранению и укреплению здоровья школьников путем обновления структуры и содержания образования, развития практической направленности образовательных программ.
3. Основные задачи программы:
1. Определить порядок освоения продуктивных педагогических технологий на каждой ступени образования на основе диагностики социального заказа (анкетирования родителей), возможностей и потребностей педагогов, социально-психологической готовности учащихся к освоению новых программ и технологий.
2. Сформировать пакет диагностических методик для проведения мониторинга основных показателей процессов обучения, воспитания, управления в школе.
3. Разработать систему обеспечения качества образовательных услуг.
4. Определить пути эффективности управления учебно-воспитательным процессом в школе.
5. Совершенствовать экономические механизмы в сфере образования, укреплять материально-техническую базу школы для эффективной реализации данной программы.
V. КОНЦЕПЦИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
Концепция развития школы:
- разработана в соответствии с основными направлениями государственной политики России в области образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», с федеральными государственными образовательными стандартами общего среднего образования, Концепцией модернизации российского образования, приоритетного национального проекта «Образование», инициативой Президента РФ «Наша новая школа», нормативными документами управления образованием и Уставом школы;
- предусматривает совершенствование учебно-воспитательной, научно-методической, организационно-управленческой сфер деятельности школы;
- исходит из того, что учащийся является полноценным субъектом учебно-воспитательного процесса, он живет в том микросоциуме, которым является школа, поэтому главная задача педагогического коллектива состоит не только в совершенствовании собственно образовательного процесса, но, прежде всего, - в организации полноценной, продуманной в деталях жизнедеятельности своих воспитанников.
Основные задачи программы развития нашей школы – это анализ возможностей развития индивидуальных способностей и наклонностей личности в рамках личностно-ориентированного образования с использованием современных образовательных технологий и введения профильного обучения.
Основным средством реализации предназначения нашего учреждения является усвоение учащимися обязательного минимума содержания образовательных программ, формирования у них базовых ключевых компетентностей.
Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулировал требования к современной школе. Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала.
Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива.
У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определят инвестиционную привлекательность образования.
Поэтому для создания модели Новой школы необходим переход к деятелъностно-компетентностной образовательной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности.
При построении «Новой школы» должны произойти существенные изменения в следующих направлениях:
1. Обновление образовательных стандартов.
2. Система поддержки талантливых детей.
3. Развитие учительского потенциала.
4. Современная школьная инфраструктура.
5. Здоровье школьников.
Переход к Новой школе потребует специально выстроенной системы управления изменениями, а также обновления учебно-методических комплектов и методов обучения для реализации деятельностно-компетентностного подхода.
Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические знания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда, устарела. Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые способны удовлетворить запросы работодателей. Под компетентностью понимаем способность к решению задачи и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности. Ключевые компетентности как результат общего образования означают готовность эффективно сорганизовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.
Одной из важнейших компетентностей учащихся является учебно-познавательная компетенция, которая представляет собой совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В концепции обозначено в качестве приоритета школьной системы образования формирование следующих ключевых компетентностей учащихся, адекватных социально-экономическим условиям:
· готовность к разрешению проблем,
· технологическая компетентность,
· готовность к самообразованию,
· готовность к использованию информационных ресурсов,
· готовность к социальному взаимодействию,
· коммуникативная компетентность.
Реализация ключевых компетентностей позволит гражданину успешно адаптироваться в условиях либеральной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений. Достижение нового результата - формирования ключевых компетентностей - является приоритетной задачей педагогического коллектива школы
Содержанием образования должны стать такие ключевые социальные результаты образования, как:
· российская гражданская идентичность и стремление к консолидации общества, основанные на способности взаимопонимания и взаимного доверия представителей различных конфессиональных групп, взаимодействии культур при сохранении этнической идентификации,
· современные компетентности, отвечающие общемировым и российским требованиям к человеческому капиталу для решения новых задач, стоящих перед человеческим обществом.
Эти ценности закладываются в основу образовательной программы, которая состоит из предметных программ, программ воспитания и социализации, школьных целевых программ.
Разработанная образовательная программа становится не только ключевым документом, но и свободной формой гражданского контракта между обществом (родителями в лице общественного совета) и образованием (педагогического коллектива школы) для обеспечения и гарантии качества образования. Она объединяет основные и дополнительные образовательные программы, учебную и внеучебную деятельность для достижения стратегической цели - раскрытия и развития потенциала каждого ученика в соответствии с его возможностями и способностями (высокомотивированные и одаренные дети, дети с проблемами в развитии и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети с ограниченными возможностями здоровья).
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах образовательного процесса, погружение самого процесса в информационную среду школы происходит уже сегодня.
Обновлённое содержание образования потребует не только нового подхода к оценке образовательных результатов обучающихся, но и качественно иных ориентиров в оценке деятельности учителя, уровня внутришкольной системы управления качеством образования.
Складывающаяся система оценки должна быть существенно дополнена и уточнена с учётом новых акцентов:
- переход от оценки как инструмента контроля к оценке как инструменту управления качеством образования;
- переход от констатирующей оценки к формирующей, программирующей саморазвитие ученика, педагога, школы;
- переход от оценки исключительно предметной обученности к оценке образовательных результатов в целом, включая надпредметные компетентности и социализацию - в соответствии с новым поколением стандартов и с учётом возрастной ступени обучения.
Происходящие в социуме изменения ставят ребёнка перед проблемой нахождения себя одновременно в разных видах деятельности и разных типах социальных общностей. Современная школа – школа правильно организованного взросления ребенка в разновозрастной детско-взрослой образовательной общности.
Это направление предполагает особую работу в пространстве совместно распределенной деятельности, практике субъект-субъектных отношений, пространстве событийной общности, пространстве рефлексирующего сознания.
К настоящему времени накоплен большой опыт организации специальной проектной деятельности обучающихся. Обязательное освоение проектного метода направлено на введение детей в другие типы деятельности: исследовательскую, конструкторскую, организационно-управленческую и др.
Решение задач воспитания и социализации предполагает выстраивание общей атмосферы взаимного интереса, помощь в воспитательной работе с детьми разных национальных культур.
Ключевой фигурой современной школы является учитель, поскольку качество образования не может быть выше качества работающих в этой среде учителей. Государственным приоритетом в сфере повышения статуса учителя становится разработка политики по формированию новой генерации учителей как новой общественной элиты. Должна претерпеть изменения роль учителя: он должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, наставника, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося.
Материальная составляющая инфраструктуры школы направлена на обеспечение физической и психологической безопасности. Для поддержания современной инфраструктуры школы необходимо повысить качество сервисного обслуживания самого здания школы.
Необходимо создать такие условия обучения в школе, чтобы к каждому ученику применялся индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения, была обеспечена возможность реализации в повседневной жизни школы инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Модель школы информатизации предполагает использование информационной среды школы для планирования образовательного процесса каждым учителем, который готов для этого, обладает профессиональной ИКТ-компетентностью. Важно, что в каждом предмете мы даем учащемуся и учителю необходимые ИКТ-инструменты деятельности.
Методическую составляющую инфраструктуры необходимо переориентировать на поддержку деятельности каждого учителя: наличие сервисов с доступом к различным методическим, информационным и консультационным ресурсам, личностно ориентированный подход к методической работе в школе, анализу урока, индивидуальной поддержке учителей.
Организационная составляющая инфраструктуры направлена на создание пространства для социальных коммуникаций, обеспечивающих возможность выстраивания ребенком собственных моделей поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях, на обеспечение высших образовательных достижений учителя и ученика, личностного и профессионального роста, разветвленную систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.
VI. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
1. Освоение эффективных образовательных технологий в деятельности школы, совершенствование используемых методов обучения и воспитания, введение профильного обучения будут способствовать развитию у школьников мотивации к обучению и получению высокого уровня знаний, формированию базовых ключевых компетентностей. Работа научного общества учащихся поможет реализовать творческий потенциал учащихся, сформирует навык научно-исследовательской работы, повысит их интеллектуальный уровень.
2. Разработка школьных целевых программ, таких как «Здоровье», «Одаренные дети», «Русский язык» и других поможет структурировать подходы к содержанию образовательной деятельности школы и привлечь внимание к основным проблемам, требующим первостепенного решения.
3. Создание условий для медико-психологического сопровождения детей будет способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся, формированию у них потребности в здоровом образе жизни, социальному и профессиональному самоопределению.
3. Программно-целевой подход к учебно-воспитательной работе школы позволит определить главные целевые ориентиры в школы и повысит уровень интеллектуального, нравственного, физического, эстетического развития личности ребенка через разработку соответствующих мероприятий.
4. Повышение профессионального мастерства педагогов будет способствовать повышению качества обучения и воспитания школьников, внедрению личностно-ориентированного образования, что в конечном итоге приведет к созданию оптимальной модели общеобразовательной школы, способствующей максимальному раскрытию творческого потенциала педагогов и учащихся, сохранению и укреплению их здоровья.
5. Проведение диагностических и мониторинговых исследований образовательного процесса позволит своевременно выявлять и устранять недостатки и сбои в организации педагогической и учебно-воспитательной деятельности.
6. Укрепление материально-технической базы школы будет способствовать эффективной реализации данной программы.
VII. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РАСЧЕТЫ ПО РЕСУРСНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
№ п/п |
Программные мероприятия |
Необходимое финансирование
(тыс. рублей ежегодно) |
Источники финансирования |
1. |
Освоение новых образовательных технологий, приобретение учебников и методической литературы. |
800 |
Бюджетные и внебюджетные средства |
4. |
Организация диагностики и мониторинга основных показателей процессов обучения и воспитания в школе. |
50 |
Бюджетные средства |
5. |
Проведение программных мероприятий для детей. |
100 |
Бюджетные и внебюджетные средства |
6. |
Повышение квалификации педагогов, поощрение за освоение новых технологий. |
300 |
Бюджетные и внебюджетные средства |
7. |
Приобретение новых компьютеров и мультимедийного оборудования к ним. |
300 |
Бюджетные и внебюджетные средства |
8. |
Приобретение спортивного инвентаря для проведения соревнований и туристических слетов. |
150
|
Бюджетные и внебюджетные средства |
9. |
Приобретение современного оборудования, наглядных пособий для кабинетов информатики, химии, биологии, начальных классов и учебных мастерских. |
800 |
Бюджетные средства
|
10. |
Обеспечение учебно-методическими, наглядными и дидактическими пособиями, наборами диагностических и психологических методик кабинетов психологической и логопедической помощи. |
500 |
Бюджетные средства
|
11 |
Приобретение современного оборудования для столовой школы |
500 |
Бюджетные и внебюджетные средства |
|
Итого: |
3500 |
|
VIII. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
1. Создание образовательной программы, в том числе необходимых локальных актов и других нормативных документов, регулирующих развитие и функционирование каждой ступени школы.
2. Освоение эффективных образовательных технологий:
- Освоение программ в соответствии с ФГОС;
- освоение программ новых образовательных курсов «Кубановедение», «Основы православной культуры», «Основы предпринимательской деятельности», «Мой выбор», курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки;
- внедрение в образовательную практику старшей школы профильного обучения и использования интерактивных методов обучения: деловых и ролевых игр, блочно-модульного обучения;
- изучение и использование в образовательном процессе методов дифференцированного обучения;
- изучение и использование в образовательном процессе информационно-коммуникативных технологий, технологии развития критического мышления.
3. Разработка целевых программ «Одаренные дети», «Здоровье», «Русский язык», «Кубановедение», «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание», «Семья», «Ветеран», «Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса», «Учебный кабинет», «Информатизация».
4. Формирование пакета диагностических методик для мониторинга основных показателей процессов обучения и воспитания в школе.
5. Подписка на периодические методические издания и приобретение методической литературы для школьной библиотеки.
6. Укрепление материально-технической базы школы для эффективной реализации данной программы в соответствии с задачами.
7. Разработка проекта «Музей на улице». Формирование ценностных ориентиров, основанных на культурно- исторических и духовных традициях родного края в процессе этнографических экспедиций.
8. Совершенствование работы научного общества учащихся, изучение основ научно-исследовательской и проектной деятельности, работы органов ученического самоуправления, школьной периодической печати.
Приложение 1
ОБРАЗ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ КАК ГЛАВНЫЙ ЦЕЛЕВОЙ ОРИЕНТИР В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Образ выпускника начальной школы (I ступень)
Обучающиеся, завершившие обучение на ступени начального образования должны:
— освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками);
— освоить общеобразовательные программы по отдельным предметам школьного учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования в основной школе;
— овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.
Кроме этого при обучении и воспитании младших школьников I ступени необходимо учитывать нравственный потенциал (ценностный), который включает в себя восприятие и понимание таких ценностей, как «семья», и «школа», «учитель», «Родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим», потребность выполнять правила для учащихся, умение различать плохие и хорошие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников.
Познавательный потенциал.
Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Готовность к обучению в основной школе.
Коммуникативный потенциал.
Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать; способность говорить и слушать; способность сопереживать.
Эстетический потенциал.
Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде.
Физический потенциал.
Соблюдение режима для и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким.
Образ выпускника основного общего образования (II ступень) (5-9 классы)
Обучающиеся, получившие основное общее образование, должны:
— освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам учебного плана;
— приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, овладеть средствами коммуникации;
— овладеть системой общеучебных умений (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного);
— знать свои гражданские права и уметь их реализовывать, уважать свое и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей.
При обучении и воспитании выпускников 5-9-х классов следует учитывать
Нравственный потенциал.
Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы.
Осознание возможностей, достоинств и недостатков собственного «я», овладение приемами и методами самообразования и самовоспитания, ориентация на социальные формы и способы самореализации и самоутверждения.
Познавательный потенциал.
Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей, умения развивать и управлять познавательными процессами личности, способности адекватно действовать в ситуации выбора на уроках.
Коммуникативный потенциал.
Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, способность строить и вести неконфликтное общение в различных ситуациях.
Эстетический потенциал.
Способность видеть и понимать гармонию и красоту, знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства.
Физический потенциал.
Развитие физических качеств.
Образ выпускника 11 класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися в III ступени.
Выпускник, получивший среднее (полное) общее образование – это человек, который:
— освоил все образовательные программы по предметам школьного учебного плана;
— изучил на повышенном уровне сложности (или углубленно) учебные программы по отдельным предметам;
— овладел основами компьютерной грамотности.
— знает свои гражданские права и умеет их реализовывать, уважать свое и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей.
— готов к формам и методам обучения, применяемым в учреждениях высшего профессионального образования;
— способен к жизненному самоопределению и самореализации, может быстро адаптироваться к различного рода изменениям;
— ведет здоровый образ жизни.
При обучении и воспитании выпускников 10-11 классов следует учитывать
Нравственный потенциал.
Осмысление целей и смысла жизни. Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «творчество». Наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину. Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации.
Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей.
Оценка своих реальных и потенциальных возможностей.
Познавательный потенциал.
Наличие желания и готовность продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний.
Коммуникативный потенциал.
Сформированность индивидуального стиля общения, владения коммуникативными умениями и навыками.
Эстетический потенциал.
Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, проявление индивидуального своеобразия в восприятии мира.
Физический потенциал.
Стремление к физическому совершенству, привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями и умение использовать их в улучшении своей работоспособности и эмоционального состояния.
Приложение 2
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1 . Содержание и организация начального общего образования.
Учебные программы, используемые в образовательном процессе школы
I ступени.
Согласно профессиональному выбору учителей, в соответствии с пожеланиями родителей, в соответствии с пожеланиями родителей и особенностями детей образовательный процесс на I ступени строится на основе следующих программ и нововведений:
— Предшкольное образование.
1. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного дошкольного образования и равных стартовых возможностей его получения при подготовке детей к обучению в школе.
2. Забота о здоровье детей, их полноценном физическом и психологическом развитии.
3. Осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка дошкольного возраста.
— программы ФГОС для обучения уч-ся в 1-4-х классов.
— Система раннего всестороннего развития личности, высокое общее развитие, создание основы для всестороннего развития ребенка в рамках внеурочной деятельности.
— Проблематизация содержания, вариативность процесса обучения, осуществление дифференцированного обучения учащихся.
— Введение в учебный план изучения курса кубановедения, основной целью которого является воспитание любви в Родине,
— Введение курса «Основы православной культуры» с 1-го класса, курса «История казачества» и «Кубанский фольклор» в классах казачьей направленности.
Подготовить учащихся к адаптации в быстро изменяющемся мире, развитие новых технологий обучения.
— Раннее изучение иностранных языков.
Организация учебного процесса в школе I ступени. Применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и проблемы.
Организация учебного процесса в начальных классах является фундаментом образовательной системы. Успешность реализации поставленных в программе комплекса задач по обучению, развитию, воспитанию и сохранению здоровья зависит от того, насколько учителя начальных классов смогут оказать профессиональную компетентную помощь младшим школьникам.
Для организации личностно-ориентированного учебного взаимодействия педагогики начальных классов применяют следующие приемы и методы:
— приемы создания ситуации успеха;
— актуализации обучающихся и интенсификации урока;
— игровые ситуации;
— методы диалога, диагностики и самодиагностики;
— рефлексивные методы и приемы;
Для осуществления процесса обучения младших школьников использованы такие педагогические технологии:
— методики развивающего обучения;
— технология развития критического обучения, проблемного обучения.
Содержание и организация внеурочной деятельности младших учащихся.
Содержание внеурочной деятельности учащихся 1-4-х классов направлено на формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов учеников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей.
В таблице № 1 представлены основные педагогические средства, используемые для развития потенциалов личности учащегося I ступени школы.
2 . Содержание и организация основного общего и среднего (полного) общего образования.
Учебный план включает все образовательные области федерального государственного образовательного стандарта и соответствующий им набор учебных предметов.
Региональный компонент представлен включением в учебный план уроков Кубановедения (1 час в неделю с 1-11 классы); увеличением на 1 час количества уроков русского языка в 9-х классах и составляет 3 часа в неделю.
Школьный компонент содержания образования составляет интегрированные курсы биологии и ОБЖ, увеличением на 1 час уроков химии в 8-х классах введением в 10-х – 11-х классах урока русского языка (1 час в неделю) в связи и подготовкой к ЕГЭ.
В вариативную часть включены факультативные и индивидуальные занятия, направленные на реализацию индивидуальных образовательных запросов учащихся и их родителей.
В дальнейшем планируется одним из ведущих принципов отбора содержания общего и среднего (полного) общего образования считать принцип профильной и предпрофильной дифференциации.
Учебные программы, используемые в образовательном процессе школы II и III ступени.
Содержание основного общего образования ориентировано на продолжение деятельности по формированию познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой, физической культуры учащихся.
Используются программы профильного и базового уровня обучения.
Приложение 3
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания, способствующих развитию у школьников стремления к успеху и ведению здорового образа жизни
Обученность и развитие учащихся II и III ступени как важнейшие компоненты образовательной программы
Учебный процесс в 5-9-х и 10-11-х классах строится на основе принципов индивидуального подхода к формированию личности школьника. На их реализацию направлены усилия педагогического коллектива.
Наряду с традиционной классно-урочной системой и обычного содержания обучения планируется дальнейшее внедрение разных образовательных программ, разработок межпредметных проектов, дальнейшее использование метода проекта для интеграции знаний различных предметных областей, развитие всех сторон личности, высокий уровень её функциональных возможностей.
В школе используется технологии традиционного обучения:
- объяснительно-иллюстративное
- разноуровнего обучения
Технологии развивающего обучения:
- развития критического мышления
- проблемного обучения
- блочно-модульная технология
- проектного обучения
- учебной дискуссии
- информационно-коммуникативные технологии.
Организовать планирование и осуществление комплекса мероприятий по реализации инициативы Президента РФ «Наша новая школа», для чего предлагается:
- проведение работы по широкому внедрению в образовательный процесс информационных технологий, способствующих успешному усвоению ЗУНов учащихся;
- введение предпрофильного и профильного обучения, создание учителями программ курсов по выбору и элективных курсов.
Целевая программа «Одаренные дети» обеспечивает условия для работы учителей с одаренными детьми. Основные задачи, которые поставил педколлектив: выявить одаренных детей (по предметам) путем проведения олимпиад, интеллектуальных марафонов, выставок, экспертизы научных проектов (НОУ «Эврика!»), «Медвежонок», «Кенгуренок» и другие интеллектуальные игры; дать максимум знаний при подготовке этих детей.
Целевая школьная программа «Русский язык» разработана на основе федеральной целевой программы «Русский язык» и предусматривает социально-значимые направления поддержки русского языка в системе общего среднего образования (введение уроков русского языка в 9-м классе в качестве регионального компонента, в 10-11-х федерального; организация и проведение школьных мероприятий – олимпиад, конкурсов, интеллектуальных игр, создание программ спецкурсов, образовательных программ, освещение работы школы в СМИ).
Целевая школьная программа «Мой выбор» разработана авторским коллективом П.Г. Положевца. Цель её – формирование у учащихся умений анализировать социальную действительность, навыков самостоятельного выбора и готовности нести личную ответственность за принятое решение, программа прививает учащимся толерантность, способность к сотрудничеству, развивает чувство ответственности за свою судьбу, формирует у учащихся социальные компетенции человека современного общества; терпение и умение вести диалог; ответственность за свое будущее, социальную активность и творчество, что имеет немаловажное значение на современном этапе.
Целевая школьная программа «Основы православной культуры», цель которой духовное и нравственное воспитание и обучение школьников.
Образовательный курс «Основы предпринимательской деятельности» рассчитан на учащихся 10-11х классов, целями и задачами которого являются:
- формирование у подрастающего поколения основы знаний о сфере малого и среднего бизнеса;
- раскрыть сущность предпринимательства;
- дать представление о должностных обязанностях предпринимателя;
- познакомить учащихся с основными этапами организации предпринимательской деятельности;
- определить основные объекты управления и предпринимательства;
- вооружить будущих предпринимателей инструментарием успеха.
Воспитательный компонент.
Инновационные процессы в области воспитания предполагается направить на решение общешкольных задач по созданию условий для самореализации личности каждого учащегося через совершенствование системы внеклассных работ, дополнительного образования.
Для решения этих проблем предполагается:
- овладение богатствами культуры, которые накоплены человечеством, развития способности к эмоционально-целостному восприятию мира, социума и себя в социуме;
- развитие системы самоуправления учащихся;
- путем различных внеклассных мероприятий создавать условия для развития таких значимых качеств личности, как дисциплина и ответственность, достоинство, порядочность, толерантность, креативность, рефлексию на свои поступки;
- предполагается привлечь родителей учащихся выпускников школы к работе по гражданскому воспитанию учащихся путем создания дискуссионных клубов по интересам, клубов выпускников;
планируется уделить большое внимание открытию и развитию школьного музея как средства формирования гордости за свою школу;
- предполагается расширение деятельности педколлектива по реализации школьной программы «Семья» в связи с увеличением числа проблемных, неполных семей и ослаблением воспитательных процессов. Исходя из этого, основными целями программы «Семья» является психолого-педагогическое просвещение, коррекция семейного воспитания, изучение, обобщение и распространение опыта семейного воспитания;
- уделить особое внимание работе с опекаемыми;
- планируется обратить внимание на важность работы психологической службы, социального педагога для планомерной и своевременной диагностики с целью предупреждения негативных явлений в обучении и воспитании.
Реализуя приоритетные направления инициативы Президента РФ «Наша новая школа», предполагается:
- активное развитие школьной программы по «Профилактике злоупотреблений психоактивными веществами», целью которой является обеспечение условий для пресечения незаконного потребления психоактивных веществ и создания условия для воспитания у учащихся негативного отношения к их потреблению;
- усилить работу по реализации школьной программы «Об экстренных мерах по борьбе с детской безнадзорностью», целью которой является предотвращение роста детской безнадзорности в микрорайоне школы и выполнение Закона КК №1539. Предполагается активизировать взаимодействие с межведомственными комиссиями по делам несовершеннолетних, повысить эффективность подворовых обходов; принять меры по недопущению вовлечения учащихся в нетрадиционные религиозные объединения и секты, что оказывает негативное влияние на воспитание, психическое и физическое развитие школьников.
Создать систему многоуровневой работы с родителями.
Реализуя программу «Патриотическое воспитание школьников», предполагается решение ряда задач по формированию подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное место занимает патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества, готовность к его защите, а также помощь и забота о людях старшего поколения, ветеранах Великой Отечественной войны и учителях-пенсионерах.
Здоровье учащихся как один из компонентов образовательной программы школы.
Ориентируясь на инициативу Президента РФ «Наша новая школа», школьную программу «Здоровье», задачи школы по созданию условий для спортивно-массовой и оздоровительной работы, необходимо уделять больше внимания проблемам здоровья школьников, формирования здорового образа жизни и нетерпимости ко всему, что называется человеческими пороками;
- дать необходимый минимум знаний в области гигиены; формировать половое самосознание учащихся;
- планировать ежегодный медосмотр и санацию зубов школьников;
- составлять расписание уроков только в соответствии САНПИНами, где исключить случаи нетрадиционного распределения учебных занятий;
- устранить перегрузку домашними заданиями и предотвратить утомляемость школьников на уроках ( проводить физкультпаузы, гимнастику для глаз, переключение на различные виды деятельности);
- более эффективно использовать спортивные залы, площадки во внеучебное, вечернее время;
- считать проблему организации горячего питания одной из самых важных стратегических задач, от решения которой зависит здоровье будущего поколения; стремиться обеспечить горячим питанием стопроцентный охват школьников;
- ежегодно планировать мероприятия по летнему отдыху и оздоровлению учащихся (в том числе опекаемых); планировать открытие лагеря дневного пребывания учащихся 1-5 классов и предметных лагерей для учащихся 6-8х классов (английский язык, французский язык, экологический и т.п.).
Приложение 4
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
1. В школе ведется планомерная работа по повышению профессионального мастерства педагогов: систематическое прохождение курсовой подготовки, своевременная аттестация, участие учителей в школьных и районных семинарах, работа над избранной темой самообразования, обобщение педагогического опыта работы. В последние годы уделяется большое внимание изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта.
2. Профессиональное развитие учителей и педагогического коллектива
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
1. |
Диагностика потребностей педагогических кадров в повышении своей квалификации, оценка профессиональных затруднений учителей. |
ежегодно |
Директор, зам.директора, руководители ШМО |
2. |
Повышение квалификации и переподготовка кадров на базе ИРО и ИМЦ. |
По мере необходимости |
Зам.директора по УВР
|
3. |
Работа педагогов по самообразованию |
ежегодно |
Зам.директора по УВР
|
4. |
Участие учителей в работе ШМО и РМО, педсоветах, семинарах. |
ежегодно |
Зам.директора по УВР
|
5. |
Создание проблемных творческих групп учителей. |
По мере необходимости |
Зам.директора по УВР
|
6. |
Взаимопосещение уроков и внеурочных мероприятий. |
По плану работы школы. |
Зам.директора по УВ,
по ВР, руководители ШМО. |
7. |
Организация семинаров, мастер-классов «В творческой лаборатории учителя» |
ежегодно |
Зам.директора по УВР
Руководитель ШМО |
8. |
Работа с молодыми специалистами. |
ежегодно |
руководители микрогрупп |
9. |
Подготовка педагогов к участию в экспериментальной и инновационной деятельности. |
ежегодно |
Зам.директора по УВР
|
10. |
Проведение конкурсов учителей и участие в районном конкурсе «Учитель года» |
ежегодно |
Зам.директора по УВР
руководители ШМО |
11. |
Работа учителей в секциях НОУ «Эврика!» по подготовке научных проектов. |
ежегодно |
Зам.директора по УВР,
руководители секции, члены НОУ. |
12. |
Систематизация работы по выпуску «Методических бюллетеней» по итогам предметных недель и других мероприятий. |
По мере необходимости |
Зам.директора по УВР
Руководитель ШМО |
13. |
Повышение роли школьного кабинета в УВП. Смотр кабинетов. |
ежегодно |
Директор, зам.директора по УВР, зав.кабинетами |
14. |
Проведение тренингов, анкетирования, направленных на усиление коммуникативных возможностей педагогов. |
ежегодно |
Психолог, социальный педагог |
15. |
Разработка рабочих образовательных программ |
По мере необходимости |
Зам. директора по УВР
учителя |
16. |
Участие педколлектива в пополнении «Банка идей» к перспективному плану развития школы» |
ежеквартально |
Зам. директора по УВР, Члены МС |
Кроме традиционных ШМО в школе планируется создание творческих групп, профессионально-педагогических объединений, в которых будут входить учителя с близким уровнем профессионального развития и схожими профессиональными затруднениями. Текущая работа осуществляется методическим советом школы.
Приложение 5
СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ
|
Управляющий совет
|
Директор |
Педагогический совет |
|
|
Школьный ученический совет
|
|
Совет администрации
|
|
|
Школьное самоуправление |
|
Педагогический консилиум |
|
|
|
|
|
|
Зам. директора по начальной школе |
Зам. директора по воспитательной работе
|
Зам. директора по учебно-воспитательной работе |
Зам. директора по научно-методической работе |
Зам. директора по АХЧ |
МО учителей начальных классов |
Социально-психологическая служба |
МО учителей предметников |
МО учителей предметников |
Младший обслуживаю-щий персонал |
Аттестационная комиссия |
МО классных руководителей |
Диспетчер |
Научно-методический совет |
|
Воспитатели ГПД |
Проектные и проблемные группы по освоению новых технологий в воспитательной работе |
|
Научное общество учащихся
Работа библиотеки |
Координация целевых программ |
Логопедическая служба
Координация целевых программ |
Координация целевых программ |
|
Проектные и проблемные группы по освоению новых технологий в основной и старшей школе
|
|
|
|
|
Предпрофильная подготовка и профильное обучение |
|